Дворец Творчества Детей и Молодежи
г.Ангарск

 

Девиз: "Готовы радость разделить на всех, здесь Творчество, Гармония, Успех!"

 

Телефон горячей линии Дворца творчества: 8 (3955) 523490, 523779

14.04.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора».

Студия юных литераторов «Метафора».

Руководитель Стрельникова Татьяна Андреевна

14.04.2020 Г

Задание для прозаиков 3-го года обучения (скопировать, выполнить, подписать, отправить на почту: tatjanaboss12@yandex.ru

  1. Продолжаем учиться анализировать произведение по пунктам:

- достаточность освещения темы,
- способность самовыражения, 
- стилистика (например, бывает, что пишется о возвышенном и вдруг употребляется жаргонное слово; стиль написания должен соответствовать теме; стилистика не терпит наличия фрагментов, не соответствующих выбранному стилю),
- язык произведения - достаточно ли литературный (наличие ярких образов, описания, метафор и др. тропов)
- лёгкость чтения. Наличие ненужных повторений, неудобочитаемых сочетаний гласных и согласных,

- грамотность,

- общие впечатления.

По данным пунктам проанализируйте рассказ:

 

                                                                                           Елена Чурсинова

                                               Домовой Кузьма

Дрова весело трещали в печи. Дом радовался зиме и морозу. Снега навалило аж до половины двери. Хозяйке пришлось разгребать поутру тропинку, чтобы дети смогли пойти в школу. Кузьма покрякивал и улыбался в бороду, сидя под печкой. Он всегда любил, когда его дом был довольным.

 Хорошая им досталась хозяйка – молодая и домовитая. Всегда дом намывала и обхаживала. Не забывала и о Кузьме – каждый день он находил лакомство под печкой. Домовой, как настоящий хозяин, следил за порядком: находил утерянные вещи, дразнил кота. Тот истошно орал и метался от стенки к стенке, прыгая на всё, что попадалось на пути. Хозяйка тогда ругалась и била его веником. А Кузьма веселился от души. Побитый кот грозил ему лапой, перед тем как его выкидывали в предбанник. Убрав всё, что натворил кот, хозяйка подбрасывала дров в печь и укоризненно сетовала:

– Опять, Кузьма, ты балуешь. Зачем на Ваську опять набросился? – а сама тайком улыбалась.

 Годы шли. Дети подросли и решили ехать учиться в город. Старший сын после учёбы совсем уехал из страны. Хозяйка тайком смахивала слезу, думая о нём. Время брало своё. Она уже была далеко не молода, но всё же красота не увяла в её возрасте. Двигалась она теперь не так быстро, как ей хотелось. Болели ноги и спина иногда подклинивала.

Кузьма теперь частенько выходил ночью из-под печки и подолгу стоял и смотрел, как хозяйка спит. Ему очень хотелось поднять ей настроение, но он знал, что весёлой она становилась только когда приезжала младшая дочь. А это случалось очень редко. Бывает, позвонит – так хозяйка вся сияет от счастья. Скажет пару слов, а потом: «Прости мама, некогда». Хозяйка сразу гасла и становилась, как прежде, грустной и молчаливой. Кузьма всегда в такие моменты злился на её дочь.

«Молодость многое не видит и не хочет видеть, – думал Кузьма. – А ведь время, как колесо, выброшенное из-под телеги, будет катиться не останавливаясь, и остановка этого колеса будет означать одно – смерть».

Хозяйка гасла на глазах, Кузьма ходил темнее тучи. И только про себя бормотал: «Хоть бы пожила ещё с чуток». Её уже и не радовало, когда он гонял престарелого Ваську. Кот в старости всё-таки подружился с Кузьмой. И по ночам залазил к нему под печку. Кузьма не возражал, ведь теперь им надо было держаться вместе. Кто знает, как повернётся жизнь.

Как-то к хозяйке приехала дочь на пару дней – та взбодрилась духом. Даже стала ходить веселее. Но дочь приехала сказать, что устроилась на новую работу и будет работать без выходных. А муж с внучкой собираются на отдых. Два дня прошли быстро. Она чмокнула хозяйку и улетела, как будто её и не было. Женщина опять погрузилась в печальное своё состояние.

Так продолжалось ещё полгода. Кузьма с безысходностью в глазах наблюдал, как уходит жизнь из дома. Дом пустел, холодел и становился равнодушным к окружающему его пространству. Хозяйка уже давно не вставала. Болели ноги, и поднималась она очень редко. Спала беспокойно и часто просыпалась. Кузьма очень за неё тревожился.

За неделю перед Новым годом, в одну звёздную ночь, хозяйка поднялась на локте в кровати, повернулась к печке и произнесла:

 – Кузьма, не бросай дом. Новых хозяев привечай. Дом не должен стоять одиноким. Ваську береги. – И опять легла в постель и заснула.

 Утром её уже не было. Соседи позвонили дочери и рассказали о случившемся. Через неделю хозяйку похоронили. Прилетел старший сын с семьёй, приехала и дочь со своими домочадцами. Кузьма тихо сидел под печкой и украдкой вытирал слёзы бородой. Кот истошно орал.

За столом сидели дети со своими семьями и решали, что делать с домом. Сам же дом застыл в ожидании своей участи. Разговор был длинный, но продуктивный. Старший сын отдал все права на дом сестре и уже утром улетел обратно. Дочь также уехала к себе, заперев дверь на замок и выгнав Ваську на мороз.

Дом стал умирать. И только Кузьма, как исправный домовой, не переставал следить за хозяйством, не давая потухнуть последней искре жизни. Так прошла зима. Дом хирел, кое-где обвалилась штукатурка, крыша прохудилась. Васька, теперь живший на чердаке, возмущённо орал, глядя на дыру в крыше.

Весной, как сошёл снег, перед двором остановилась машина. Сначала вышла дочь, потом – молодая пара. Кузьма внимательно посмотрел на прибывших – не понравились они ему очень. А тем временем дочь с округлившимся животиком, двигаясь, как утка, показывала дом.

– Дом тёплый, уютный. Есть погреб. Большой сад. Если будете им, конечно заниматься, она остановилась и отдышалась. – Мама здесь прожила всю жизнь. А у нас сейчас сложный период. Нужны деньги. Ну так что, вам нравится?      Молодая пара пошушукалась и согласилась на аренду до июня. Дочка, радостно сверкнув глазами, уехала. Молодая пара оказалась из современных семей. Они не знали, как надо жить в деревенском доме. Дом недовольно скрипел. А Кузьма злился уже не на шутку.

Молодая хозяйка оказалась совсем не домовитой. Она не убирала, посуду мыла по случаю. Кота била тапкой и не давала ему еды. Васька был очень обижен и окончательно перешёл к соседям. Это переполнило чашу терпения Кузьмы, и он стал выживать новых хозяев как мог. Он прятал вещи, деньги, по ночам шумел, пугал хозяйку. После месяца такой жизни семья не выдержала и сбежала в город. Дом вздохнул и опять погрузился в печаль.

Но вот наступил июнь, зазеленел и расцвёл сад. Заросший двор радовал своей зеленью. Даже Васька стал чаще захаживать к Кузьме. На соседских харчах он разжирел и любил поваляться в траве своего бывшего двора. Кузьма частенько сиживал на ступеньках и смотрел, что творится за забором. В один из таких тёплых вечеров Кузьма, как всегда, сидел на ступеньках и болтал с Васькой. Неожиданно за калиткой остановилась машина; калитка распахнулась, и двор огласился детскими голосами. Приехала дочка с семьёй.

Недавно у неё родился карапуз, и теперь она таскала его на руках, а девочка лет четырёх шла рядом и весело смеялась. За ними, обвешенный сумками, показался отец семейства. Ступеньки проскрипели, дверь открылась, все зашли внутрь. Кузьме стало любопытно, и он потянулся за ними. Посредине большой комнаты громоздилась гора сумок и чемоданов. Девочка носилась вокруг них, визжала и смеялась, её брат с важным видом восседал у матери на руках.

– Пора укладываться, завтра всё решим, – сказала дочка. Муж молча кивнул. Постелили постели, выключили свет, наступила тишина. Кузьма с важным видом обходил вещи и надеялся, что теперь его жизнь и жизнь дома изменится. С рассветом следующего дня дочка тихо встала, прикрыла двери, чтобы не разбудить детей, и начала разбирать вещи. Чуть позже к ней присоединился муж. Дело спорилось, и они быстро с этим справились. Дочка нагрела чайник, стали завтракать. После началась генеральная уборка. В промежутках покормили детей и выпустили на улицу. Девочка оказалась очень общительной, и местная детвора уже заполняла весь двор. Кузьма даже прослезился от такой картины.

 Прошёл месяц. Дочка с мужем за это время сделали ремонт, починили всё, что разрушилось от времени. Каждый день дочка ставила лакомство под печку и улыбалась, как когда-то её мать. Кузьма распушился и ходил важный по дому, как настоящий хозяин. Васька вернулся и привёл с собой весь свой выводок. Дочка тогда очень удивилась.

– Володя, никогда не видела, чтобы кот приводил котят за собой.

Муж только усмехнулся и слегка погладил Ваську по загривку. Тот, важный, повёл семью на новое место жительства. На следующий день во дворе появился новый обитатель. Кузьма, как хозяин, пошёл его приветствовать. Это был шустрый толстый щенок. Ему сделали просторную будку, и каждый день муж хозяйки учил его различным командам. Кузьма любил наблюдать за их уроками. Лето подходило к концу, дом ожил и принял новых хозяев. Кузьма радовался этому безмерно. Начался новый виток жизни.

                                          ***

  1. Немного теории из уроков «Жанры прозы». Вспомним особенности рассказа:
  • Небольшой объём.
  • Ограниченное число действующих лиц.
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным, но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя. Например, в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» это – шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

 

  1. Напишите рассказ на слова-символы:

ночь, глубина души, пространство, мужество, мелодия Вивальди. Слова можно менять местами, изменять их число, падеж, часть речи (например, ночь – ночной) 

 

 

 

Информация о педагоге

Стрельникова Татьяна Андреевна

Стрельникова Татьяна Андреевна