15.04.2020 - 19.04.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора»..
Руководитель Стрельникова Татьяна Андреевна
Задание для поэтов 3-го года обучения (скопировать, выполнить, подписать, отправить на почту: tatjanaboss12@yandex.ru)
Срок выполнения: 15 – 19 апреля
- Сравните выделенные окончания двух четверостиший, определите, чем они отличаются, а чем похожи:
а) Ты выводы копишь полвека,
Но их не заносишь в тетрадь,
И если ты сам не калека,
Ты должен был что-то понять. (Б. Л. Пастернак «Хлеб»)
б) Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы. (Ахматова)
а) созвучные окончания
б) не созвучные окончания
В обоих примерах окончания называются одинаково: клаузулы. Но в первом примере это ещё и рифмы, которые преподносят нам образец классического рифмованного стихотворения, а во втором – белый (не имеющий рифмы) стих.
Немного теории: клаузула (лaт. clausula – зaключeниe, кoнцoвкa) имеет два значения. В стихосложении клаузула это – группа заключительных слогов в строке, начиная с последнего, ударного (второе значение клаузулы в риторике найдите самостоятельно)
- А догадались, чем выделенные в данных четверостишиях окончания похожи?.. да, количеством слогов.
- Белый стих не имеет рифмы, но обладает определённым размером (ритмом, мелодией), благодаря не только однородным стопам, но и определённому (упорядоченному) чередованию клаузул в строфах. Клаузулы могут быть четырёх типов (вы знакомы с ними по классификации рифм): мужские, женские, дактилические, гипердактилические.
Примечание: изредка, в одной из строф белого стиха у некоторых поэтов можно встретить рифму.
- Стихи могут слагаться как с однородными клаузулами, так и с чередованием разных клаузул – упорядоченным (закономерным) и неупорядоченным.
Проанализируйте:
В этом мире есть большие звёзды,
В этом мире есть моря и горы,
Здесь любила Беатриче Данте,
Здесь ахейцы разорили Трою (Гумилев)
Это пример белого стиха с однородными женскими клаузулами.
***
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися. (А. Пушкин)
Здесь неурегулированно чередуются разные клаузулы – мужские, женские, дактилические.
***
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы. (А. Ахматова)
В этом стихотворении три первых строки каждого четверостишия оканчиваются женским клаузулами. А последняя – мужской. Это урегулированное чередование разных клаузул.
- Литературно-творческие задания:
1.Продолжите по первой строчке белый стих упорядоченным чередование разных клаузул:
На памяти моей нет боя и пожаров
………………………………………
………………………………………
2.Сочините белый стих на свободную тему любыми однородными клаузулами.
Список занятий
- 14.04.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора». длительность:
- 15.04.2020 - 19.04.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора».. длительность:
- 06.05-08.05.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора». длительность:
- 13.04.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора». длительность:
- 16.04.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора». длительность:
- 12.05-16.05.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора». длительность:
- 20-25.04.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора». длительность:
- 25.04-01.05.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора». длительность:
Информация о педагоге
Стрельникова Татьяна Андреевна
- веб-сайт, страница в соц.сетях: http://www.example.com
-
tatjanaboss12@yandex.ru