Дворец Творчества Детей и Молодежи
г.Ангарск

 

Девиз: "Готовы радость разделить на всех, здесь Творчество, Гармония, Успех!"

 

Телефон горячей линии Дворца творчества: 8 (3955) 523490, 523779

15.04.2020 - 19.04.2020 - Дистанционное задание - Студия юных литераторов «Метафора»..

Руководитель Стрельникова Татьяна Андреевна

Задание для поэтов 3-го года обучения (скопировать, выполнить, подписать, отправить на почту: tatjanaboss12@yandex.ru) 

Срок выполнения: 15 – 19 апреля

  1. Сравните выделенные окончания двух четверостиший, определите, чем они отличаются, а чем похожи:

а) Ты выводы копишь полвека,
    Но их не заносишь в тетрадь,
    И если ты сам не калека,
    Ты должен был что-то понять. (Б. Л. Пастернак «Хлеб»)

 

б) Но запомнится беседа,
     Дымный полдень, воскресенье
     В доме сером и высоком
     У морских ворот Невы. (Ахматова)

а) созвучные окончания

б) не созвучные окончания

В обоих примерах окончания называются одинаково: клаузулы. Но в первом примере это ещё и рифмы, которые преподносят нам образец классического рифмованного стихотворения, а во втором – белый (не имеющий рифмы) стих.  

Немного теории: клаузула (лaт. clausula – зaключeниe, кoнцoвкa) имеет два значения. В стихосложении клаузула это – группа заключительных слогов в строке, начиная с последнего, ударного (второе значение клаузулы в риторике найдите самостоятельно)

 

  1. А догадались, чем выделенные в данных четверостишиях окончания похожи?.. да, количеством слогов.

 

  1. Белый стих не имеет рифмы, но обладает определённым размером (ритмом, мелодией), благодаря не только однородным стопам, но и определённому (упорядоченному) чередованию клаузул в строфах. Клаузулы могут быть четырёх типов (вы знакомы с ними по классификации рифм): мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Примечание: изредка, в одной из строф белого стиха у некоторых поэтов можно встретить рифму.

  1. Стихи могут слагаться как с однородными клаузулами, так и с чередованием разных клаузул – упорядоченным (закономерным) и неупорядоченным.

Проанализируйте:                        

В этом мире есть большие звёзды,
В этом мире есть моря и горы,
Здесь любила Беатриче Данте,
Здесь ахейцы разорили Трою (Гумилев)

Это пример белого стиха с однородными женскими клаузулами.
                         ***
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися. (А. Пушкин)

 Здесь неурегулированно чередуются разные клаузулы – мужские, женские, дактилические.

                        ***

Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы. (А. Ахматова)

В этом стихотворении три первых строки каждого четверостишия оканчиваются женским клаузулами. А последняя – мужской. Это урегулированное чередование разных клаузул.

  1. Литературно-творческие задания:

1.Продолжите по первой строчке белый стих упорядоченным чередование разных клаузул:

На памяти моей нет боя и пожаров

………………………………………

………………………………………

2.Сочините белый стих на свободную тему любыми однородными клаузулами.

 

Информация о педагоге

Стрельникова Татьяна Андреевна

Стрельникова Татьяна Андреевна