Дворец Творчества Детей и Молодежи
г.Ангарск

 

Девиз: "Готовы радость разделить на всех, здесь Творчество, Гармония, Успех!"

 

Телефон горячей линии Дворца творчества: 8 (3955) 523490, 523779

06.04.2020 - 10.04.2020 - Дистанционное задание "Юным зоологам"

ТЕМА №1  Длиннохвостый суслик

            Задание для детей. Внимательно прочитать рассказ и ответить на вопросы после текста. Занести ответы в таблицу. Прислать таблицу педагогу в печатном виде или фото таблицы.

Для второго года обучения  придумать продолжение рассказа в письменном виде или аудиозапись, отправить педагогу в соц.сетях, на почту или другим способом. Можно сделать иллюстрацию к рассказу.

 

        История эта произошла не так давно на        одном из живописнейших берегов озера Байкала, её  главным героем стал длиннохвостый суслик, представитель отряда грызунов, относящийся к семейству беличьих. Пусть он  и не является редким, охраняемым представителем фауны  Иркутской области, но всё же заслуживает нашего        внимания.

     Началось всё с того момента, когда  Хвостик

Рис.10 Длиннохвостый суслик       вместе со своими братьями и сёстрами появился  на свет, это произошло в начале июня.     

     В семье Хвостика было целых десять маленьких, беспомощных, слепых детёнышей,  мама кормила детей молоком, согревала от холода, вылизывала, воспитывала и проявляла чудеса материнской любви. Попробуйте-ка справиться с таким количеством сыновей и дочек! Ну и самое главное - мама учила выживать в этом интересном, пока ещё непонятном и таком огромном мире.

      Когда у сусликов  открылись глаза, выросла шерсть, и они сами немного подросли, вышли на первую в жизни утреннюю прогулку! О, это было целым событием в жизни семейства! Увидеть солнце, погреться в его пока ещё еле тёплых лучах, побегать, попрыгать, поиграть на свежем воздухе - вот оно счастье! Но что это?  Мама, вытянувшись столбиком вдруг громко засвистела.    «Опасность, опасность! Скорее все в укрытие! Домой! Немедленно в нору!» Хвостик  успел заметить какую-то тень в небе и со всех лап помчался  прятаться. Когда все отдышались и осмотрелись, оказалось, что малышей в семье осталось девять… «Мама, кто это был?» «Дети, это коршун, он забрал, унёс…,  вашего брата больше нет».

     Так в жизни малышей прошёл первый урок на выживание, на этом уроке  не ставили плохих или хороших оценок, но все  ученики усвоили, в природе  право жить достаётся самому, самому. Самому сильному, самому быстрому, ловкому и хитрому.

     Прошло ещё около двух недель, Хвостик достиг половины размера взрослого суслика, и поведение любящей мамы вдруг изменилось. Она стала чаще злиться, намекая на то, что дети уже выросли и пора бы быть более самостоятельными. Действительно, молодёжь уже могла, позаботится о себе. Суслики знали, какие растения годятся в пищу, а какие лучше не трогать, как вырыть себе нору удобную и надёжную.  Ведь в норе нужно сладко проспать все зимние морозы, которыми щедро одаривает нас матушка Сибирь, именно так это делают все уважающие себя суслики.

     Начиналась взрослая и самостоятельная жизнь, большое семейство было вынуждено расстаться. Молодняк разбежался по побережью, ища для своих норок подходящие места с мягкой почвой, её легче рыть маленькими лапками. Хвостик и его сестра Пятнашка решили немного попутешествовать и выбрать себе для дома самое красивое место, оно непременно должно было быть с видом «на море».

     Найдя такое место, брат и сестра принялись за строительные работы. Каждый копал себе отдельную норку, причём  Пятнашка  должна была выкопать норку глубже, чем Хвостик, ведь она мечтала следующей весной  стать многодетной мамой .  Гнездо должно было находиться под землёй на глубине метра и больше, в «спальню» нужно было натаскать мягкой травы, сделать ещё одну комнату «кладовку», заполнить её съедобными семенами растений. Вот сколько важных дел! Таскать еду приходилось в защёчных мешках, рюкзаков и авосек у сусликов для этих целей, к сожалению, нет.

     Освоившись на новом месте, суслики заметили, что странных существ передвигающихся на двух лапах, около норок проходило всё больше и больше. Оказалось, что на Байкале в самый разгар вошёл туристический сезон. Недалеко от норок Хвостика и Пятнашки туристы поставили две палатки, суетились, варили ужин, а вечером устроили настоящий концерт. Высунув любопытные мордочки, суслики присматривались к новым соседям, соседи оказались дружелюбными. Днём, выйдя из своего укрытия, Хвостик обнаружил около норы целую кучу подарков! Здесь были яства на любой вкус: сухарики, гречневая каша, овощное ассорти и даже огрызок настоящего яблока! Вкуснотища! Это вам не корешки и листики . Пир на весь день был обеспечен! Так продолжалось несколько дней, суслики наедались до отвала, копили жировые запасы для зимовки, что было можно, прятали в свои кладовые. Но всё равно, кучка еды не исчезала!

     Однажды во время дневного сна Хвостика что-то разбудило. Что-то издавало непонятные звуки: пыхтело, сопело, чавкало?! «Неужели меня сейчас съедят?»- затрясся от страха суслик. Когда все звуки стихли, Хвостик решился выйти наружу. Он увидел удаляющийся белый силуэт в рыжих пятнах, помахивающий хвостом. А кучка еды около норы куда-то пропала. Разгневанный зверёк свистел, ругался, пытаясь высказать корове на своём языке всё, что он о ней думает! Но корове было всё равно, она сытая и довольная всё шла и шла по низкой, выжженной солнцем траве.

    Прошло несколько дней, около норы Пятнашки выросла ещё одна палатка. «Ура, новенькие! Что вы нам приготовили вкусненького?» - вставая в позу столбика, высматривали суслики. Люди были заняты своими делами и непонятным животным, бегающим вокруг котелка.

     Пятнашка была очень любопытной и решила подойти поближе. Она шла, потихоньку перебирая маленькими лапками, но необычное животное заметило её. Пятнашка бросилась бежать. Собака, а это оказалась такса, схватила суслика. «Я просто так не сдамся! На, получай!» - Пятнашка изо всех сил вцепилась зубами собаке прямо в нос! Такса взвизгнула, отпустила суслика и, облизывая окровавленную морду побежала к палатке. «Эх, зуб сломала», - расстроилась сестра Хвостика. «Ну, ничего, у нас, у грызунов, резцы всю жизнь растут!  Скоро всё будет в порядке, даже к стоматологу ходить не надо, никакой тебе бормашины!»- успокаивая себя, ковыляла к норе Пятнашка.

     Раны скоро зажили, зуб вырос, в самом разгаре была заготовка провианта на зиму. Солнце светило ярко, но уже не так ласково. Над Приморским хребтом всё чаще толпились мрачные тучи, пока ещё не решаясь пересечь пролив Малого моря. Лето почти закончилось.

     Заполнив кладовую, а это несколько килограммов корма на зиму, суслики, с наступлением холодов, впадают в спячку. Вот и  Хвостик с Пятнашкой, закрыв «двери» своих домиков, заснули. Их сердца сокращались всего лишь несколько раз в минуту: …тук, …тук, …тук. Иногда они просыпались, чтобы подкрепиться, а потом также крепко засыпали, понимая, что с морозами бесполезно бороться, их нужно просто переждать.

     Проспав, таким образом, почти полгода,  весной, когда пришло тепло, наши герои очнулись от зимней спячки. Прокопав себе новый тоннель наружу, они принялись искать первые зелёные листочки. Какими же они показались вкусными! Несколько дней спустя суслики почувствовали необычное оживление. Весной у большинства зверей и птиц наступает сезон размножения. Пятнашка встретила очень симпатичного суслика и через месяц у неё должны были появиться малыши. Хвостик пока ещё не нашёл себе подругу, но не отчаивался по этому поводу.

      Хвостик, в отличие от сестры, был философом, и каждый вечер выходил из норки провожать солнце, заходящее за линию горизонта. Ему нравилось смотреть, как меняется палитра красок, у самого гениального художника на свете – природы. Хвостик гадал, как сложилась жизнь у его братьев и сестёр, ведь у них скоро должно было быть день рождение! Представьте себе, теперь уже взрослым сусликам, исполнялся год! Это серьёзная дата! Кто из них дожил до этого момента? Ястребы, соколы, вороны, хорьки и другие животные беспрестанно преследуют этих грызунов. Но самым злейшим врагом является зима, вот кто чаще всего  выносит смертный приговор!

     Отвлёкшись от грустных мыслей, Хвостик заметил другого суслика и решил подойти к нему. Это была самочка! «Может и у меня сложится семейная жизнь! А через полтора - два месяца на этой полянке будут играть и резвиться маленькие Хвостики! Жизнь сделает новый виток, какие приключения их будут ждать?»

     На этом мы закончим наш рассказ, давая возможность пофантазировать, как дальше проходила жизнь Пятнашки, Хвостика и их потомства.

 

Закрепление материала. Из текста рассказа дети должны выделить биологические особенности суслика, отвечая на вопросы.

                          Вопросы детям:

  1. К какому отряду и семейству относятся суслики?
  2. Опишите новорожденных детёнышей суслика?
  3. К какому классу животных относятся суслики  (млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся)?
  4. Как в обществе сусликов подаются сигналы опасности?
  5. Кто питается сусликами? Отчего еще гибнет основное количество этих животных?
  6.  До каких пор детеныши остаются с мамой? По какой причине покидают родное гнездо?
  7. В каких местах и почему суслики предпочитают устраивать норы?
  8. Чем отличается норка самца от норки самочки?
  9. Как должна выглядеть настоящая нора суслика?
  10. При помощи чего переносится  запас на зиму? 
  11.  Чем питаются в природе и чем можно подкармливать суслика при содержании в неволе?
  12. Какие черты характера присущи сусликам?
  13. Отличительные особенности резцов у грызунов?
  14. Сколько запасов надо суслику на зиму?
  15. Особенности зимовки?
  16. Сколько времени вынашивают самочки  детенышей? В какой период года?

Ответы на вопросы

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

               Диагностика:

13-16  правильных ответов – высокий уровень знаний;

9-12  правильных ответов – средний уровень;

0-8  правильных ответов – низкий уровень

        

          ТЕМА 2  Обыкновенная лисица

Задание для детей. Внимательно прочитать рассказ и ответить на вопросы после текста. Занести ответы в таблицу. Прислать таблицу педагогу в печатном виде или фото таблицы.

Для второго года обучения ответить на вопрос «Какая роль хищника в природе» текст или аудиозапись отправить педагогу в соц.сетях, на почту или другим способом. Можно сделать иллюстрацию к рассказу.

 

Объяснение нового материала происходит путем зачитывания педагогом вслух авторского рассказа «Обыкновенная лисица».

      Было обычное зимнее утро. Старый лис проснулся в своей норе, потянулся и с наслаждением зевнул. Здесь было тепло и ему не хотелось выходить на улицу. Он повидал много на своём веку и уже ничему не удивлялся в этой  жизни, но выйти из норы всё же пришлось, так как голод не оставлял другого выбора. Лис отправился  на поиски еды.

      В этой местности прошла вся жизнь обыкновенной лисицы! Из норы он ещё в молодости выжил прежнего хозяина – барсука. Делать «пакости», хитростью добиваться успеха - это один из вариантов выживания особи, один из вариантов оставить потомство, передав свои гены по наследству. Логово барсука было перестроено под нужды лисьего семейства, и  действительно, почти каждый год здесь копошилось по четыре – шесть, а то и двенадцать маленьких бурых детёнышей. В окрестностях норы они играли, боролись, гонялись друг за другом. Их белые кончики хвостов весело мелькали в зелёной траве. Вот оно: беззаботное время под названием детство! Время, когда все кажется таким непонятным, пугающим, но именно из-за этого ужасно интересным. Сколько забавных историй происходило с лисятами! Это и первая самостоятельно пойманная добыча – БАБОЧКА!? В пылу охоты она была проглочена прямо вместе с гарниром из пушистого одуванчика. И большеглазый филин, напугавший щенков. От звука его голоса  они, кинувшись бежать, кубарем скатились по лесной тропе прямо к парадному входу своего жилища.

      Лисы были хорошими родителями. Самец старался каждый день принести добычу для семьи, накормить детей и самку. Для этого он ловил мышей, птиц, молодых зайцев, а когда корма не хватало, не гнушался лягушками и даже падалью! Давать приёмы искусства охоты требовалось на живых объектах. Родители носили подросшим щенкам пойманных, но не убитых животных и щенки с усердием тренировались. Когда они подрастали и постигали тонкости охотничьего дела, то разбегались по полям да по лесам в поисках своей персональной территории, которая обеспечивала бы им более или менее «счастливое будущее». За свои семь лет жизни лис стал очень «многодетным» отцом, и как он надеялся, ещё и многократным «дедушкой».

      Сейчас, когда он доживал свою старость в одиночестве, был уже далеко не таким ловким и шустрым. Его клыки сточились от времени, шикарная в молодости шуба потеряла былой лоск, глаза потускнели, а мелькавшие в них огоньки нахальства потухли. И вот, бредя по  выпавшему снегу, на самой окраине леса старый лис почувствовал мышиный запах. Он остановился, прислушался.… Услышав писк под сугробом, сделал прыжок и начал быстро рыть, поднимая фонтан снежных искр. Какое же это было красивое зрелище: кристаллы снега в воздухе переливались всеми цветами радуги, а лисья рыжая шуба яркими всполохами обжигала заснеженное поле. И вот… мышь была поймана… всего одна.… Это не утолило всё нарастающее чувство голода. Пару лет назад результат охоты был бы намного лучше, а сейчас старость брала своё!

      Закончив мышковать, лис продолжил свой путь, надеясь найти что-то посущественнее. Хотя, мышкование важное занятие в жизни лисиц, ведь почти повсеместно основу их питания составляют мелкие грызуны, главным образом мыши полёвки. Можно даже сказать, что от обилия и возможности добыть грызунов, зависит процветание популяций обыкновенной лисицы.

      Время шло. Лис решил вернуться на тропинку. Она, петляя, уходила в заросли кустарника, а потом в берёзовую рощицу. Здесь лисице повезло найти след подраненного тетерева. Обессиленная птица с перебитым крылом, как будто красным маркером указывала, где её следует искать. Запах крови опьяняюще ударил в нос голодному хищнику. Охотничий инстинкт звал: «Вперёд, вперёд!» Он не давал подумать об осторожности, ведь если удастся поймать тетерева, то можно будет пережить ещё несколько дней этой зимы. Зимы, с её морозами и бескормицей, особенно жестокой в этом году. Эта добыча давала надежду дожить до весны, до тепла и солнца, до зелёной травы и обилия корма.

     Ох, как лису хотелось жить, только теперь он осознал это! Надо было цепляться за любой шанс, выпавший в лотерее, устроенной природой! Все живые существа в ней участвовали, кто-то вытягивал выигрышный билет, а кому-то удача на этот раз изменяла. Тетерев должен был быть где-то поблизости, так подсказывало обоняние…ещё немного и…

     Раздался грохот, он раскатистым эхом разнёсся в морозном воздухе. Что-то острым лезвием скользнуло по ноге. Лис продолжал бежать, но изменил маршрут. Теперь в качестве добычи был ОН! В воздухе запахло порохом.

     Начало темнеть, но вдалеке всё ещё слышались голоса, скрипел под лыжами снег. Потом погода стала портиться и люди отстали. По всем приметам скоро должна была начаться снежная буря. Лису необходимо было найти укрытие, сил у него практически не осталось. На пути встретилось старое упавшее дерево, оно могло защитить от ветра, другого варианта поблизости не было. Волоча раненую ногу лис, подошёл к дереву. Лёг, свернулся клубочком, спрятав кончик своего носа в пушистый хвост, от усталости  и потери крови его клонило в сон, голода он больше не чувствовал.

     Буря набирала силу, яростно расшвыривая ветки деревьев, снег острыми иголками забивался прямо в уши. Вокруг ничего нельзя было рассмотреть, даже луна, а сегодня было полнолуние, не могла пробиться через тучи, лишь деревья жалобно скрипели трущимися друг об друга ветками, да ветер завывал свою печальную песню. Через два часа всё стихло и лис заснул.

     Новое утро в лесу выдалось солнечным, на деревьях красиво лежал снег, небо было удивительно ясным. Под деревьями виднелись следы зайца, успевшего наследить по выпавшему снегу, лунка тетёрки под снегом переждавшей ночную непогоду и отпечатки чьих-то маленьких лапок. Вроде бы в лесу почти ничего не изменилось, только около старого дерева образовался небольшой сугроб, как раз на том самом месте, где вчера пытался спрятаться от бури раненный лис. Снег мягким одеялом укрыл разыгравшуюся здесь драму. Множество маленьких трагедий каждый день происходит в этом лесу! Кто-то умирает, но кто-то и рождается, водоворот жизни закручивает сюжеты миллионов историй жизни и смерти. Начался новый день лотереи, кто в ней сегодня вытянет счастливый билетик?

 

 Закрепление материала. Из текста рассказа дети должны выделить биологические особенности лисицы, ответить на вопросы педагога.

                                              Вопросы детям:

1)  Где выводят свое потомство лисицы?

2) Сколько щенков может быть в выводке?

3) Какого цвета мех у лисят?

4) Чем питаются лисицы?

5) Что составляет основу кормовой базы лисицы?

6) Помогает ли самке, самец заботится о потомстве?

7) Продолжительность жизни лисицы, от чего она зависит?

 

Ответы на вопросы

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

 

              Диагностика:

7 правильных ответов – высокий уровень знаний;

5-6 правильных ответов – средний уровень;

0-4 правильных ответов – низкий уровень

 

Информация о педагоге

Рахманина ЕЮ., Зотьева Н.Г., Егоров И.С., Турчанинова А.В., Финогенов В.Г.

Рахманина ЕЮ., Зотьева Н.Г., Егоров И.С., Турчанинова А.В., Финогенов В.Г.

  • веб-сайт, страница в соц.сетях: https://ok.ru/nashagord
  • Педагоги творческого объединения "Юные зоологи"