Дворец Творчества Детей и Молодежи
г.Ангарск

 

Девиз: "Готовы радость разделить на всех, здесь Творчество, Гармония, Успех!"

 

Телефон горячей линии Дворца творчества: 8 (3955) 523490, 523779

Анализ работы УМЦ 2011-2012 уч.год

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Аналитическая справка о реализации инновационного проекта

«Создание учебно – методического центра по проблеме воспитания и дополнительного образования детей»

на базе МБОУДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Ангарска

по итогам 2011 – 2012 учебного года.

Актуальность.

Созданный 4 года назад «Учебно – методический центр по проблеме воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи» на базе МБОУДОД «ДТДТиМ» не теряет своей актуальности так как    создаёт благоприятные условия для реализации  важнейшей задачи повышения профессиональной компетенции педагогических работников системы дополнительного образования. Благодаря его деятельности организовано тесное взаимодействие практически  со всеми кафедрами Иркутского института повышения квалификации работников образования, созданы условия для  организации обмена положительным опытом, новыми технологиями в области дополнительного образования детей.



Организация деятельности «Учебно – методического центра» успешно решает  и другую актуальную задачу – формирование сетевого взаимодействия учреждений системы дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений не только в городе  Ангарске,  но и с близлежащими территориями.

Цель проекта.

Cодействие повышению качества воспитания и  образования  детей в условиях модернизации муниципальной системы образования на основе интеграции общего и дополнительного образования путём  создания единой системы методического сопровождения процесса воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи.

Задачи.

1. Удовлетворение информационных, учебно – методических, образовательных потребностей педагогических работников дополнительного образования ОУ и УДО.

2. Создание условий  для организации и осуществления повышения квалификации педагогических кадров по проблемам воспитания и дополнительного образования.

3.Оказание методической помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников, стимулирование потребностей в непрерывном  росте профессионального мастерства.

4. Формирование методического банка данных инновационных, эффективных  педагогических технологий, выявление и распространение  положительного педагогического опыта.

Эффективность деятельности УМЦ.

Основной критерий  эффективности деятельности  «УМЦ»  - рост инновационной активности педагогов.

Показатели (индикаторы):

- участие в профессиональных конкурсах разного уровня,

- участие в форумах, конференциях, семинарах, мастер – классах,

- участие в опытно – экспериментальной работе,

- увеличение количества публикаций по направлениям  творческой

деятельности,

- участие в конкурсах методических проектов,

- создание авторских программ разного типа, - рост результативности  и эффективности  педагогической деятельности

- рост  результативности творческих коллективов

– рост результативности  и эффективности  педагогической деятельности

 

Тема

Количество часов

Кто

проводит

Кол-во слушателей

Кол-во учреждений

сроки

1

«Управление инновационным развитием образовательного учреждения»

(руководители, методисты)



108

ИПКРО

«Центр развития методических и управленческих кадров»

30 чел

17 учр-ий

С 17.10 2011 по 11.11.2011с

2

«Социокультурное образование средствами музыки»

(педагоги дополнительного образования по специальности «Музыка», концертмейстеры)

72

ИПКРО

«Кафедра русского языка и иностранных языков, литературы, МХК»

26 чел

10 учр-ий

С 13. 02. 2012 по 25. 02 2012

3

«Арт – педагогика – как эффективное средство воспитания»

(педагоги дополнительного воспитания)


108

ИПКРО

Кафедра теории и методики воспитательной работы

23 чел

9 учр-ий

С 05.03.2012 по 17.03.2012

4

«Психологическое здоровье педагога»

(педагогические работники дополнительного

образования)

144

ИПКРО

Кафедра общей и специальной психологии

24 чел

7 учр-ий

С 09. 04.2012 по 05.05.2012

5

«Психологические основы работы с семьёй»

(пед. работники системы дополнительного образования)

72

ИПКРО Кафедра общей и специальной психологии


21 чел

9 учр-ий

С 14.05.2012 по 26.05 2012

По согласованию

6

Модульное построение учебно – тренировочного процесса. Структурно – содержательное наполнение учебно – тренировочного процесса»

(педагоги дополнительного образования по специальности «Спорт»)


108

ИПКРО

Кафедра безопасной жизнедеятельности, физической культуры и экологии человека.

25 чел

7 учр-ий

С 28. 05 по

09 06.2012

7

Региональная научно – практическая конференция

«Новые формы работы с семьёй: актуальные проблемы, теория и практика»


Дворец творчества детей и молодёжи совместно с

кафедрой общей и специальной психологии

ИПКРО


268 чел

26 территорий Иркутской области

5 апреля

2012 года


Действующий  на базе МОУДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Ангарска инновационный проект  «Создание  учебно – методический центра по проблеме воспитания и дополнительного образования детей», в течение четырёх  лет (с 2008 года) успешно реализует поставленные цели и задачи в части создания условий для повышения профессиональной компетенции педагогических работников системы дополнительного образования  разных специальностей,  организации научно практических конференций и  семинаров,  творческих лабораторий по различным видам творческой деятельности: театр, ИЗО и прикладное творчество, музыка, хоровое и вокальное  пение, экология, обобщение и распространение положительного педагогического опыта в системе дополнительного образования детей.


Таким  образом,  в течение  2011 – 2012 учебного года согласно плану работы и  с учётом  запросов  работников  системы  дополнительного образования   детей  Иркутским институтом повышения квалификации  проведены следующие курсы повышения квалификации на базе «УМЦ» МБОУДОД «Дворец творчества детей и молодёжи»:

Слушателями курсов повышения квалификации стали 149  педагогических работников из 34 учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ города и области:


№ п/п

Название учреждения

Количество слушателей

  1. 1.

МБОУДОД «ДТДиМ»

64 чел

  1. 2.

МБОУДОД «СЮТ»

1 чел

  1. 3.

МБОУДОД  «Музей Победы»

7 чел

  1. 4.

ЦРТДиЮ «Гармония»

11 чел

  1. 5.

ОЦТТУ «Клуб Радуга»

1 чел

  1. 6.

ДЮСШОР «Сибиряк»

4 чел

  1. 7.

ДЮСШОР «Ермак»

7 чел

  1. 8.

ДЮСШОР «Сибирь»

7 чел

  1. 9.

Лыжно – беатлонный комплекс «Ангарский»

3 чел

  1. 10.

Областное училище олимпийского резерва

3 чел

  1. 11.

Центральная детская школа искусств

1 чел

  1. 12.

ДЮЦ «Перспектива»

9 чел

  1. 13.

ДШИ «п.Белореченский»

3 чел

  1. 14.

«Центр досуга молодёжи» Усольского района

1 чел

  1. 15.

Областной Детский Дом

3 чел

  1. 16.

МБОУ «СОШ № 31»

1  чел

  1. 17.

МБОУ «СОШ № 4»

1 чел

  1. 18.

МБОУ «СОШ № 7»

2 чел

  1. 19.

МБО  «СОШ № 32»

1 чел

  1. 20.

МБОУ «СОШ № 9»

1 чел

  1. 21.

МБОУ «СОШ № 23»

2 чел

  1. 22.

МБОУ «СОШ № 3»

1 чел

  1. 23.

МБОУ «СОШ № 24»

1 чел

  1. 24.

МБОУ «СОШ № 20»

3 чел

  1. 25.

МБОУ «СОШ № 37»

1 чел

  1. 26.

МБОУ «СОШ № 19»

1 чел

  1. 27.

МБОУ «СОШ № 27»

2 чел

  1. 28.

МБОУ «СОШ № 12»

1 чел

  1. 29.

МБОУ «СОШ № 18» города Иркутска

1 чел

  1. 30.

НОУ «Православная школа»

1 чел

  1. 31.

МБДОУ № 67

1 чел

  1. 32.

МБДОУ №58

1 чел

  1. 33.

МБДОУ №103

1 чел

  1. 34.

МБДОУ № 31

1 чел

Программы курсовой подготовки представляли огромный интерес для  слушателей, но уже несколько лет особый интерес вызывают курсы повышения квалификации по психологической подготовке.  Программы курсов «Психологическое здоровье педагога» и «Психологические основы работы с семьёй»  были очень насыщенными и представляли исключительный интерес педагогических работников с точки зрения сохранения своего  высокого профессионального потенциала и  психологического и физического здоровья,  включала в себя актуальные для педагогических работников темы: «Профессиональный стресс и методы  саморегуляции», «Психологическая защита личности педагога», «Личностные ресурсы преодоления синдрома выгорания», «Психологические факторы успеха в профессиональной деятельности педагога» и др. С курсантами работали лучшие психологи  кафедры:  Ямщикова  Ольга Александровна, кандидат психологических наук, Ковалёва Елена Борисовна, кандидат психологических наук, Бабич Ольга Игоревна, кандидат психологических наук,  Михайлик  Елена Владимировна, кандидат психологических наук,  Зубцова  Ольга Витальевна.

Слушатели курсов признались, что благодаря этим программам курсовой подготовки они научились не только позитивно мыслить,   но и убедились в том, что постоянный профессиональный рост – это путь к мастерству  и  психологическому и физическому здоровью педагога, лучшему пониманию своих воспитанников, их родителей, выстраивания собственного семейного благополучия, что тоже очень  важно в педагогической деятельности.

Интересным стало знакомство  с таким предметом как «Артпедагогика».  Прослушав курс «Артпедагогика»,  слушатели убедились в том, что не каждый педагог может стать «артпедагогом», так как не у каждого есть  от природы важнейший компонент творческой индивидуальности артпедагога – артистизм, который включает в себя художественную одарённость, свободу перевоплощения, обаяние, экспрессию, богатство жестов и интонаций, эмоциональную возбудимость, внутреннее изящество и свободу, дар рассказчика, способность нравится и т.д.

Благодаря программе курсов «Артпедагогика»  слушатели  поняли,  что   священный дар «уметь учить других» требует постоянной работы над собой: постоянного совершенствования своих знаний по предмету, чтобы средствами своего предмета завораживать детей, импровизировать в подаче материала, уметь быстро и оперативно ориентироваться в ситуациях живого общения.

5 апреля 2012 года   на базе  Дворца творчества совместно с кафедрой психологии ИПКРО (руководитель Баранова О.В.) проведена   научно – практическая конференции «Психологические аспекты работы с семьёй», которая прошла в рамках  VIII областного Форума работников образования Иркутской области.

В научно – практической конференции приняли участие 268 человек из  26 территорий  Иркутской области: Братск, Усть-Уда, Усолье-Сибирское, Лесогорск, Свирск, Чунский район, Тулун, Мальта, Шелехов, Иркутск, Черемхово, Вихоревка, Тайтурка, Зима, Саянск, Онот, Белая, Мишелевка, Усть-Кут, Байкальск, Большая Елань, Кимельтей, Хазан, Ангарск.

Преподаватели кафедры, кандидаты психологических наук: Бабич Ольга Игоревна, Ямщикова  Ольга Александровна, Ковалёва Елена Борисовна, Зубцова  Ольга Витальевна  обозначили актуальные проблемы семьи в современном российском обществе, психологические аспекты  работы  образовательных учреждений с особыми категориями семей, роль семьи в творческом становлении личности.  На высоком уровне прошла работа секций и Мастер – классов. 28 педагогических работников  разных специальностей из образовательных учреждений  Иркутской области  представили исключительно интересный опыт своей работы в данном направлении, который  опубликован в методическом сборнике по итогам конференции.

Таким образом, по итогам 2011 – 2012 учебного года  курсы повышения квалификации на базе «Учебно – методического центра МОУДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» прошли 149 педагогических работников системы дополнительного образования разных специальностей в том числе: методисты, руководители структурных подразделений, педагоги дополнительного образования по специальности «Спорт», «Музыка.Хор.Вокал» и другие, руководители УДО, заместители директоров школ по воспитательной работе. Участниками научно – практической конференции стали 268 педагогических работника системы дополнительного образования детей не только Ангарского муниципального образования, но и других территорий Иркутской области.

Считаем,  что одна из главных задач «Учебно – методического центра» - создание условий для повышения уровня профессиональной компетенции педагогических работников системы дополнительного образования, решается успешно:







Успешно решаются другие не менее важные задачи - оказание методической помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников, стимулирование потребностей в непрерывном  росте профессионального мастерства;  формирование методического банка данных инновационных, эффективных  педагогических технологий, обобщение и распространение положительного педагогического опыта.

Данное направление в полной мере реализуется в деятельности Муниципальных методических объединений педагогов дополнительного образования, созданных на базе МБОУДОД «ДТДиМ»:

1. ММО «Экология»   (рук. Васильева Т.Г.)

2.ММО  «Вокально – хоровое пение»  (рук. Барабанова И.В.)

3.ММО  «Изо и прикладное творчество»  (рук. Ляховская Н.В.)

4.ММО  «Театр, где играют дети»  (рук. Хамитов Т.Р.)

5.ММО «Хореография» (рук. Шехтман Е.Е.)

Творчески и неформально подходит к  руководству  Муниципальным методическим объединением «Изо и прикладное творчество» Ляховская Надежда Васильевна. В текущем учебном году прошёл V Открытый семинар – практикум «Творчество без границ», в рамках которого проведено 52 Мастер – класса. В открытом семинаре – практикуме приняли участие 200 педагогов дополнительного образования из 27 территорий Иркутской области, которые представляли 85 учреждений образования,  в том числе: УДОД – 40, СОШ – 7, ДУ – 5.

В рамках открытого семинара – практикума проведён конкурс творчества педагогов, в котором приняли участие 167 педагогов и было представлено 400 экспонатов. По итогам конкурса определились75 победителей в 28 номинациях Ляховская Н.В. всё делает творчески. Ею разработаны именные Сертификаты и Благодарственные письма ММО. Она  инициатор издания уже IV  Методического сборника по итогам  Открытого семинара – практикума. Руководитель никогда не стоит на месте, ей тесно в рамках города и одного учреждения: она активно сотрудничает с кафедрой «Технологии и предпринимательства» ИПКРО, Ангарским художественным центром, благодаря чему педагогов дополнительного образования по специальности «ИЗО и прикладное творчество» знают не только в Ангарске и Иркутске, но и  в самых отдалённых уголках Иркутской области.

В программе ММО постоянно появляются новые формы методической работы, которые являются мощным стимулом для творческого роста каждого педагога: Персональные выставки в Ангарском художественном центре, знакомство с новыми технологиями «Рисование шерстью», «Символ года из сизаля», участие в областной программе «Сохранение ремёсел» и т.д. Педагоги отдела первыми освоили новые информационные технологии, Интернет и уже имеют свои сайты,  создают электронные учебники и проводят дистанционные конкурсы.

Всё это не может не отражаться на результатах деятельности отдела:   категорийный состав отдела – 90 %, курсовая подготовка 100 %, сохранность контингента – 95,6 %,  приняли участие в научно – практических конференциях – 70 % педагогов, в профессиональных конкурсах – 70 % педагогов. В отделе наблюдается высокая результативность творческих коллективов: на муниципальном уровне – 60 (2011 год- 72) призовых мест, на областном уровне – 29 (2011 год -33), на Всероссийском уровне – 1 ( 2011 год – не было).

На базе Муниципального методического объединения «Театр, где играют дети» (рук. Хамитов Т.Р.) создана творческая лаборатория по проблемам деятельности школьных театральных коллективов. Первая такая лаборатория проведена с 1  по 3 ноября  2011 года во Дворце творчества детей и молодёжи и была посвящена творчеству детского писателя  С.Я. Маршака. В рамках лаборатории прошли спектакли по произведениям С.Я. Маршака, Круглый стол, тренинг по сценической речи, встреча с детским театральным коллективом  из города Усолье – Сибирское, встреча с композитором Игорем Гусевым. В работе творческой лаборатории приняли участие 26 руководителей детских и молодёжных театров из Ангарска, Иркутска, Усолье – Сибирское.

Огромную работу проводят Муниципальные методические объединения по организации и проведению массовых мероприятий разного уровня со школьниками:

- Муниципальный фестиваль вокально – хорового искусства «Накануне Рождества» (ММО «Хор.Вокал»)

- Муниципальный фестиваль инструментальной музыки «Как прекрасен этот мир»( (ММО «Хор.Вокал.»)

- Муниципальный фестиваль «Детство. Творчество. Весна»  (ММО «Хор. Вокал», ММО «Хореография»)

- Муниципальный конкурс – акция «Синичкин день» (ММО «Экология»),

- III областной  экологический конкурс «Вторая жизнь вещей» (ММО «Экология),

- V Муниципальный конкурс «Радуга идей Ангарских детей» (ММО «ИЗО и прикладное творчество»),

- Муниципальный фестиваль «По страничкам новогодних сказок» (ММО «Театр, где играют дети»),

- Муниципальный фестиваль «Театральная карусель – 2012».

По итогам 2011 – 2012 учебного года наблюдается  рост инновационной активности педагогов:

Учебный год

Участие педагогов

в профессиональных

конкурсах

Участие  в научно – практических конференциях

Статьи, публикации

2009 – 2010

19

8

11

2010 - 2011

21

(рост в 1,1 раза)

26

(рост в  3,3 раза)

29

(рост в 2,6 раза)

2011 - 2012

24 (рост в 1,1 раза)

34 (рост в 1,3 раза)

?

Рост  инновационной активности педагогов способствовал изменению категорийного состава педагогических работников МБОУДОД «Дворец творчества детей и молодёжи»: на 3,6 увеличился процент педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию – 28% (2010-2011 уч. год- 24,4%).

Значительно возросла результативность творческих коллективов на международном уровне:

Учебный год

Результативность творческих коллективов

(уровень)

Город

Область

Регион

Россия

международный

2009 – 2010

154

156

14

28

3

2010 – 2011

230

(рост в 1,5 раза)

228

(рост в 1,5  раза)

41

(рост в 2,9 раза)

47

(рост в 1,7 раза)

7

(рост в 2, 3 раза)

2011 -2012

301

(рост в 1,3 раза)

151

51

(рост в 1,2 раза)

11

33

(рост в  4,7 раза)

В ходе анкетирования слушателей курсов повышения квалификации на базе «УМЦ» МОУДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» выяснилось, что педагогических работников системы дополнительного образования в большей мере интересуют вопросы практической психологии, интерактивные методы обучения, инновационная деятельность, работа с одарёнными детьми, новые информационные технологии.

Наиболее продуктивными слушатели считают такие формы повышения квалификации как:  ролевые и деловые  игры, тренинги, кейс – метод (анализ конкретных ситуаций).


Считаем, что  «Учебно – методический центр по проблемам дополнительного образования детей», созданный на базе МОУДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» в 2008 году, в полной мере способствует повышению профессиональной компетентности, готовности педагогических кадров системы дополнительного  образования  детей к инновационной деятельности, созданию единой воспитательной среды и, в целом, дальнейшему развитию системы дополнительного образования детей в Ангарском муниципальном образовании.  Выявленные в ходе работы проблемы и пожелания педагогических работников, будут учтены при планировании деятельности «УМЦ» в следующем 2012 -2013 учебном году и при организации его деятельности.




Исполнила: Попова Л.Г. методист МОУДОД «ДТДиМ»

Телефон 52-37-79

Сот. 8-902-57-62-822.