Дворец Творчества Детей и Молодежи
г.Ангарск

 

Девиз: "Готовы радость разделить на всех, здесь Творчество, Гармония, Успех!"

 

Телефон горячей линии Дворца творчества: 8 (3955) 523490, 523779

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать наше учреждение лучше?

Самоопределение старшеклассника

Самоопределение старшеклассника


Направо пойдешь, налево пойдешь...
Большинство школьников еще до поступления в одиннадцатый класс задумываются о своем будущем. Желательно, чтобы представления об этом были и у их родителей. Что именно планирует ребенок — продолжить образование, поступить на работу или пойти в армию? Почему? Подобную информацию можно получить только в ходе откровенной беседы с ребенком, но ни в коем случае не на бегу и не нависая над ним с вопросом: «Ты решил наконец, как именно собираешься распорядиться своей самостоятельной жизнью? Ты хоть понимаешь, что мы с отцом (матерью) скоро состаримся и тебе придется обеспечивать нас?» Если до сих пор ребенок не поделился своими идеями относительно профессионального самоопределения, лучше всего завести разговор об этом как бы «к слову», например, после совместного просмотра фильма провоцирующего содержания или «зацепившись» за рассказ самого ребенка о его одноклассниках.
Родители имеют основания встревожиться, если одиннадцатиклассник не может четко сформулировать свои планы или слишком часто меняет их. Надо попытаться понять, с чем это связано. Можно спросить у самого ребенка, почему он до сих пор не принял однозначного решения. Если он огрызается или отмахивается от этих разговоров, возможно, ему просто не хочется задумываться о будущем. Это свидетельствует о некоторой инфантильности школьника, нежелании становиться взрослым. «Душеспасительные» беседы в таком случае вряд ли помогут.
Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие (расклейка объявлений, доставка или продажа газет и т.п.). Для этого родителям придется, конечно, изучить рынок временного труда и выбрать что-то наиболее подходящее. Если такие вакансии найдутся и взрослые сумеют заинтересовать своего ребенка возможностью заработать немного денег и попробовать свои силы, то это не только даст ему возможность почувствовать себя самостоятельным, но и подтолкнет к принятию важных жизненных решений.
Причина молчания может быть и в другом — в недоверии к родителям и страхе, что они осудят сделанный выбор. Такие взрослые знают за собой привычку говорить с ребенком «сверху вниз» или делать едкие замечания в его адрес. Им на этот раз следует проявить терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Полезно будет рассказать о том, как в свое время они сами выбирали профессию, что думали на этот счет их собственные родители и были ли они в чем-то правы. Можно рассказать и об опыте своих товарищей.
Как бы ни огорчал взрослых профессиональный выбор ребенка, бесполезно его отговаривать или категорично что-то запрещать. Важнее всего выяснить, насколько хорошо старшеклассник понимает, какую именно жизнь он выбирает, нет ли у него иллюзорных представлений (со слов товарищей, из СМИ) о содержании той или иной профессии, о том, что все, кто трудится в определенной сфере, с первого дня работы получают «бешеные деньги» и т.п. В любом случае полезно почитать современную справочную литературу о профессиях и обсудить карьеру известных миллионеров, телеведущих и музыкантов, которые начинали с чистки обуви на улицах, озвучивания малобюджетных сериалов или выступления на детских утренниках.
Справиться с неудачей
Поздно отговаривать и переубеждать одиннадцатиклассника, принявшего определенное решение и сумевшего привести аргументы в пользу своего выбора. Сам по себе факт принятия самостоятельного решения должен радовать родителей, ведь именно самостоятельности они учат своих детей всю жизнь. Конечно, взрослые часто бывают недовольны планами своих детей и предрекают им одни неприятности. В такой ситуации лучше всего оставить без развернутых комментариев идеи ребенка. Достаточно (вернее, это и есть самое главное) высказать пожелание, чтобы человеку удалось все задуманное, а впоследствии искренне и подробно поинтересоваться, понимает ли он, что именно должен делать сейчас для достижения намеченной цели. Если старшеклассник только мечтает, но ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
Кроме того, родители могут помочь своим детям справиться с вероятной неудачей на выбранном пути. Для этого надо заранее готовить «запасные варианты». Для того, кто хочет поступить в вуз и наметил конкретное учебное заведение, нужно подобрать еще один институт, где экзамены позже и куда в случае провала можно успеть подать документы. Поиски запасного вуза родители могут вести самостоятельно, зная, какую профессию выбрал их ребенок и какие именно дисциплины собирается сдавать. Задолго до начала вступительных экзаменов необходимо обсудить возможность поступления в альтернативное учебное заведение.
На заслуженный отдых
Независимо от того, выбрал или не выбрал одиннадцатиклассник свой путь, родители должны учесть, что после окончания школы, напряженных выпускных, а у некоторых еще и вступительных экзаменов ему необходим полноценный отдых. Вынуждать выпускника идти работать сразу после окончания экзаменов или после провала на вступительных испытаниях — наносить огромный вред его психологическому и физическому здоровью.
Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (сточки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения). Пусть школьник заранее знает, что его ждет отдых после напряженных трудов, независимо от того, к каким результатам приведут его усилия.
Любой человек должен уметь концентрироваться на тех задачах, которые стоят сейчас, но еще никому не повредило ощущение, что «сейчас надо напрячь все силы, но потом я смогу отдохнуть и расслабиться» (крайне желательно, чтобы это «потом» имело конкретную дату). Вместе с тем вряд ли необходимо обещать за хорошие отметки на выпускных экзаменах какой-нибудь особенный отдых, это может отрицательно повлиять на течение и результаты работы.
Одна одиннадцатиклассница так описала свою подготовку к выпускным и вступительным экзаменам: «Мои друзья обижаются на меня и не верят мне. Они считают, что я их обманываю и не хочу с ними общаться. А на самом деле на выходных я сижу, не отрываясь над учебниками, даже телевизор не смотрю и не ем. Недавно села утром за математику, думала, только пара часов прошла, а посмотрела на часы — оказывается, я уже пять часов сижу и даже не заметила». Некоторые родители могут подумать: «Какая умница, вот бы наш балбес...» Конечно, здорово, что старшеклассница так серьезно занимается. Однако во всем хороша разумная мера, ведь так можно переутомиться и в дни экзаменов ощущать только усталость и подавленность.
Не лишать себя настоящего
Человек, полностью устремленный в будущее, лишает себя настоящего, перекрывая пути для полноценного развития своей личности. Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками.
Взрослым всегда кажется, что дети слишком много времени тратят на своих товарищей и собираются вместе только из желания развлечься. Однако юноши и девушки чувствуют острую необходимость в тесном общении с широким кругом людей, находя в этом глубокий смысл, чувствуя острую эмоциональную зависимость от качества и количества неформальных контактов со сверстниками.
Родителей должно настораживать обратное: если их ребенок не ищет возможности проводить время с одноклассниками и не занимает телефон. Обычно это свидетельствует не об ответственном отношении к учебе, а об отсутствии возможности удовлетворить потребность в общении. Между тем эта потребность и в одиннадцатом классе остается важнейшей для учащихся. Помочь родители смогут, если вместе с ребенком подумают, где найти сверстников-единомышленников с похожими интересами и способностями.
В одиннадцатом классе не поздно поступить в спортивную секцию или театральный кружок — главное, чтобы новое занятие занимало не все свободное время старшеклассника. Обучение в школе остается важным и неотменяемым делом. Вопреки опасениям родителей, старшеклассник, у которого есть с кем отметить день рождения и пойти на дискотеку, станет лучше учиться (здесь уместна аналогия со взрослым, у которого наконец-то наладилась личная жизнь и он стал хватать «звезды с неба» на работе).
Елена КРАВЦОВА,
научный сотрудник
Московского городского
психолого-педагогического института

#Анонсы_мероприятий

🚀 Онлайн-форум «Педагоги России» стартует с 30 апреля 2024 г.
Просмотры: 43
Тема форума: «Обучение и воспитание как основа стратегии суверенного образования в соответствии с ФОП и ФПВ». 💯 Бесплатно. Видеозапись доступна до 6 дней. ‼️ Получите бесплатный доступ к ...
Проголосуй за благоустройство своего города до 30.04.2024
Просмотры: 155
Объекты, подлежащие преобразованию, выбирают сами жители в ходе Всероссийского голосования за объекты благоустройства. Таким образом обновление городов становится более адресным, и люди получают ...

#Наши_достижения

Победы на турнирах в объединении
Просмотры: 19
13 апреля 2024 года   в  Иркутском городском шахматном клубе состоялся областной этап всероссийских соревнований среди общеобразовательных учреждений «Чудо-шашки». В турнире приняли участие шесть ...
Результаты Первенства России по стрельбе из арбалета
Просмотры: 36
С 10 по 15 апреля 2024 г. в г. Солнечногорск Московской области прошли соревнования Первенства России по стрельбе из арбалета. В этих соревнованиях приняли участие четверо воспитанников Андрея ...
Бронз и серебро на СФО у нашей теннисистки
Просмотры: 29
  С 11 по 14 апреля 2024 года в городе Томске прошло Первенство Сибирского Федерального Округа по настольному теннису. 245 юношей и девушек из 8 регионов Сибири боролись за призовые места. Отличные ...
Наши спортсмены-туристы в г. Барнауле!
Просмотры: 28
Выступление Сборной Иркутской области на Межрегиональных соревнованиях по спортивному туризму в дисциплине "дистанции пешеходные" в городе Барнауле с 29-31 марта 2024 года стало одним из самых ...
Серебро и бронза у ШБИ
Просмотры: 30
С 26 по 29 марта 2024 года в Москве состоялось Первенство России по ушу в дисциплине "саньда". В соревнованиях приняли участие более 500 спортсменов из 23 регионов РФ. Наш город представляла Школа ...
Юнармейцы посетили патриотический поезд Министерства обороны России «Сила в правде»
Просмотры: 36
12 апреля  юнармейцы отряда «Шторм» Гимназии № 1 г. Ангарск (координатор отряда Митченко Галина Александровна)  стали участниками грандиозного события – прибытия патриотического поезда Министерства ...
Любительский чемпионат по нейл – дизайну
Просмотры: 61
     7 апреля учащиеся объединения "Парикмахер- универсал" Речинская Алёна, Гостева Светлана, Шмотина Рита и модели  Шмотина Варя, Караваева София, Биль Ирина приняли участие в XVI региональном  ...
Файтайгер выиграл в Саянске!
Просмотры: 69
Открытый областной турнир по ушу в дисциплине «саньда» состоялся 6-7 апреля 2024 года в городе Саянске. Ангарск представляла Школа боевых искусств «Файтайгер» в количестве 21 спортсмена. Всего в ...
Лучший в своём деле!
Просмотры: 97
   Семёна Трухина в родном городе называют ангарским алмазом лыжных гонок и восходящей звездой биатлона. И не зря. Молодой человек регулярно прославляет Ангарский городской округ своими победами ...
Сибирский федеральный округ  по настольному теннису впереди!
Просмотры: 80
30-31 марта 2024 г. состоялось Первенство Иркутской области по настольному теннису среди детей до 14 лет. 130 участников области боролись за 3 + 3 путёвки на первенство Сибирский федеральный округ ...
Первые старты для новичков по спортивному туризму прошли в Усолье-Сибирском
Просмотры: 68
30-31 марта 2024 года юные спортсмены клуба спортивного туризма "Поиск" (педагог Фёдоров Александр Владимирович)  приняли участие в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в г. ...
Областная Школа юного туриста-спасателя прошла в Ангарске
Просмотры: 85
С 25 по 27 марта 2024 года  обучающиеся объединения "Фортуна" приняли участие в Областной Школе юного туриста-спасателя.Участие в программе приняли 85 ребят из Ангарска, Иркутска, Иркутского района, ...

Новости

    6  апреля  2024 года состоялась церемония награждения Муниципального  конкурса «Сыновья и дочки - одного дерева листочки»,посвящённого Международному дню братьев и сестер.
16-04-2024 01:58
    6 апреля 2024 года в 12:00 на базе МБОУ «СОШ № 4» состоялся яркий и незабываемый спортивный праздник «Мама, папа, я — спортивная семья», организованный педагогами отдела техники спорта и туризма (Митченко Г.А, Петров И.О, Дмитриев Д.В., Денисова Е.А)        В мероприятии приняли участие воспитанники учре
09-04-2024 01:10
   14 ноября 2023 года в нашем учреждении прошел интересный и познавательный мастер-класс, организованный педагогом Гутнык Яной Александровной и методистом Крестьяниновой Анной Анатольевной.    Мероприятие под названием «Социальная сеть как действенный инструмент в работе педагога. Создание страницы творческ
07-04-2024 11:31
 Кажется, совсем недавно, а на самом деле в 2013 году, прошёл на базе дворца творчества первый муниципальный конкурс «Сказка учит, сказка лечит», и вроде бы только вчера он стал областным, а на самом деле в нынешнем году мы отмечаем маленький юбилей: пять лет исполнилось нашему областному литературному дистан
02-03-2024 00:38
   Областной семинар по подготовке спортивных судей по виду «спортивный туризм» в группе дисциплин «дистанция-пешеходная», спортивном виде «северная ходьба»  Дата и время проведения: 13.02.2024 Регистрация участников: с 12.00 до 13.00 Место проведения: г. Ангарск, 64 квартал, дом 1, МБУ ДО «Дворец
08-02-2024 06:55
На основании решения членов жюри Областного конкурса «Новогоднее танцевальное настроение»: Признать победителями и наградить дипломами Областного конкурса «Новогоднее танцевальное настроение», номинация «Хореография», возрастная категория «Малыши: 5-6 лет», следующих участников: Лауреаты I степени: - Т
30-01-2024 03:49